Франция

Мы начинаем наше путешествие из Дюссельдорфа. Самый комфортный и выгодный способ прилететь из Петербурга или Москвы в Дюссельдорф предоставляет авиакомания-дискаунтер «Air Berlin». С марта 2010 года из финского города Лапеенранта (32 км от границы с Россией, 200 км от Санкт-Петербурга) в Дюссельдорф летает бюджетная европейская авиакомпания RYANAIR, известная своими тарифами от 2000 рублей. Сегодня Дюссельдорф – это один из немногих городов центральной Европы, куда можно долететь легко и недорого.

1 день – утром отправление во Францию.

Ехать по французским трассам сплошное удовольствие. Наличие прекрасного, убаюкивающего, ровного асфальта и ритмичный стук колёс рождают поразительные ощущения. Как тут не вспомнить слова песни из замечательного фильма:

«Дорога без конца,
Дорога без начала и конца —
Свисти как птица и не жди награды.
Нет на свете тишины —
Только плач твоей струны,
Только вечность дарит звуки,
Да в груди огонь жестокий,
Твой единственный огонь.»

Наш основной смысл и задача – научиться идти своим избранным Путем, не отвлекаясь на посторонние, порой очень важные личные проблемы и препятствия. Дорога рождает восхитительное внутреннее ощущение пространственно-временного континуума и помогает осознать этот Путь.

Ощущение дороги открывает многие скрытые до этого возможности. Для одних это умение стать более целеустремленным, настойчивым, смелым, решительным, а для других наоборот научиться мягкости, доброте, мудрости. Ещё один важный момент этого состояния – повышение скорости перехода от состояния покоя в боевое состояние духа, а так же обратный процесс – из возбужденного состояния погружение в состояние спокойствия и восстановления. Дорога очень хорошо способствует улучшению этой способности.

Во второй половине дня мы приезжаем в город Орлеан – второй по величине город Франции незаслуженно забытый российским путешественниками. Город известен прежде всего своим готическим собором Сен-Круа и орлеанской девой.

С именем этой удивительной женщины – Жанны Дарк – связано великое множество преданий и легенд, в них сказка причудливым образом переплетается с былью. Кто была она, эта девушка, которой дано было вершить судьбы великих мира сего? Откуда взялась у нее непоколебимая уверенность в своих силах? В Орлеане перед нами открывается возможность пройтись по улицам, по которым гуляла Жанна Дарк, зайти в собор, где она молилась, заглянуть в дом, в котором она жила и завершить экскурсию у величественного памятника посвящённого женщине, которая потрясла мир. Прикасаясь к истории Жанны Дарк, мы незаметно для самих себя входим в резонанс с теми силами, которые вдохновляют и даруют внутренний подъем, повышают личную эффективность и наполняют уверенностью в себе. Как часто нам не хватает именно этих качеств при принятии решений и при их выполнении!

Для нас не так важно, была ли Жанна самостоятельным военным лидером или просто талисманом своего народа, была святой или обычной девушкой! Главное, что она сумела вызвать небывалый патриотический подъем по всей Франции, неожиданно коренным образом изменить ход истории.

2 день – долина замков Луары. Посещение замка Шамбор и Клу Лусе.

Мир Леонардо Да Винчи.

Шамбор – это намного больше, чем просто замок: это уникальная архитектура, технический подвиг и просто мечта юного короля Франциска I. Сооружение замка началось в 1519 году по эскизам разработанным самим Леонардо да Винчи. В замке 440 комнат, 365 каминов и 77 лестниц. Шамбор очень напоминает один из проектов замков будущего Леонардо да Винчи. Над проектом Леонардо работал вместе со своим другом, выдающимся оформителем королевских праздников и архитектором Доменико да Кортона.

Центр замка образован остроумной композицией из четырех направлений. Там, где встречаются четыре галереи, находится знаменитая лестница Шамбора – с двумя независимыми маршами. По начальному проекту Леонардо да Винчи лестница была задумана из четырех независимых лестниц. Но по мере воплощения проекта обнаружились его серьезные недостатки: стоило неправильно выбрать лестницу, которая вела лишь в один из четырех угловых замков, и нужно было вновь спускаться на первый этаж или подниматься до самой террасы. И тогда лестницу сделали с двойным «винтом». Преимущество ее заключается в том, что она ведет во все покои. Два человека могут подниматься по ней, наблюдая друг за другом, но никогда не встретиться!

Самая фантастическая часть Шамбора – терраса, куда можно добраться по лестнице, спроектированной Леонардо, украшенной мириадами ангелочков, фавнов, нимф, химер и гарпий; и, конечно же, повсюду – саламандра. В алхимии и в представлении средневековых магов саламандра отождествлялась с субстанцией огня. Характерная особенность саламандры – необыкновенный холод тела, позволяющий ей находиться в огне, не сгорая, а также тушить любое пламя. Саламандра являлась символом воплощения философского камня. Средневековая иконография использует образ саламандры в качестве символа праведника – хранителя веры среди превратностей бренного мира. Помещая саламандру на своём замке, Франциск I, по сути заявлял, что ему присуща стойкость, и он совершенно не боится опасности, а в эзотерическом смысле это символизировало трансмутацию низшей животной природы человека в высшую – божественную.

Когда мы попадаем на террасу, расположенную в 24 метрах над землей, мы как будто оказываемся в самом центре настоящего игрушечного миниатюрного городка, образованного из крыш четырех частей замка. Их крыши украшены башенками – лестницами. К ним добавляется множество нарядных каминных труб, похожих на маленькие храмы, колонны, раковины, апсидная облицовка, медальоны, ромбы и полуромбы. Башенки крыты черным сланцем, отливающим на солнце цветом вороненой стали. Прямо по ним карабкается компания забавных существ – те же фантастические животные, что и на лестнице, и мифологические персонажи.

Буквально в сотне метрах от замка, находится холм с небольшой церковью. Обычно туристы редко заходят в этот храм. Между тем именно в нём находится энергетический и мистический центр этого места. Не будем забегать вперёд, скажем только, что этот храм играет важную роль и сейчас…
Замок Шамбор – это гениальный пример реализации цели во времени. Детская мечта короля Франциска I, которая воплощалась всю его жизнь. Несмотря на заточение обоих сыновей Франциска I у испанского короля, ждущего огромного выкупа, дорогостоящие работы по строительству замка никогда не останавливались. Когдବ, после их возвращения из испанского плена, нехватка средств стала катастрофической, король прибегнул к крайней мере: перелил на монеты серебряные ворота собора Мартина Турского, что навлекло на него гнев всей религиозной власти.
Потрясающим образом в истории постройки дворца были реализованы планы Леонардо да Винчи, Доменико да Кортона и мастеров-каменщиков. Безусловно, нам есть чему поучиться у всех вдохновителей и архитекторов этого замка.

После осмотра Шамбора мы переезжаем в замок Клу Лусе. В 1516 году Франциск I присвоил Леонардо Да Винчи титул «первого живописца, архитектора и инженера короля» и пригласил поселиться в поместье Клу Лусе.

Окруженный заботами короля и его сестры Маргариты Наваррской, Леонардо предавался здесь мечтам, думал и работал. В Клу Лусе он счастливо провел три последних года своей жизни, не переставая трудиться как инженер, архитектор и художник. 2 мая 1519 года, написав, что «никто не уходит в никуда», Леонардо да Винчи вверил свою душу Всевышнему. В этом замке невозможно не вспомнить великие деяния и не менее великие изречения Леонардо:
Кто не ценит жизни, тот недостоин ее.
Лучше смерть, чем усталость.
Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.
Эксперимент – истинный посредник между человеком и природой.
Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.
Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.
Поэзия – это живопись, которую слышат.
Полюбить можно лишь то, что знаешь.

Гениальность Леонардо Да Винчи включала в себя все проявления и аспекты жизни. Его пример лишь подтверждает правило: чем выше потенциал человека, тем больше самых разнообразных влияний ему приходится испытывать. Нам хорошо известно, что все талантливые люди зачастую вели не самый благообразный образ жизни. Пушкин и Лермонтов – пили и курили, Достоевский страдал игроманией, Чайковский был геем. Для обыденного сознания все эти слабости являются отличным оправданием: «Раз они были такими, значит и нам можно». И здесь стоит задуматься над вопросов – почему алкоголиков миллионы, а гениев и талантов единицы? Причина в том, что высокий уровень развития личности всегда превосходит и включает в себя более низкий. В этом правиле нет никаких исключений. Если человек оказывается в мире страстей и зависимостей, то у него есть только два пути. Самый лёгкий путь это отдаться им всем телом, а заодно и душой. И второй путь – не отказываясь от желаний, интегрировать их в себя и сконцентрировать внимание на развитии своих положительных качеств. Со временем все тормоза жизни будут полностью преодолены, либо послужат мощным толчком для рождения новых, более значимых интересов. Леонардо Да Винчи на протяжении своей жизни прошёл через самые разнообразные мании, некоторые его склонности кажутся чрезвычайно странными даже в наш век, когда уже сложно чем-либо удивить. Но отчасти благодаря этим качествам он смог обогатить проницательными наблюдениями все области науки того времени и стал величайшим художником всех времён и народов.

Сейчас в замке находится дом-музей Леонардо да Винчи. Мы посетим его рабочий кабинет, спальню, салон и столовую, а спустившись по лестнице познакомимся с творчеством Леонардо-инженером. Экспозиция первого этажа рассказывает о сорока знаменитых машинах и механизмах, которые на четыре века опередили свое время. Макеты реализованы фирмой IВМ по оригинальным чертежам Леонардо и выполнены из материалов того времени. Первый танк, первый автомобиль, поворотный мост, колесный пароход, воздухоплавательный аппарат-предок самолета, вертолет, парашют.

После осмотра замка мы отправимся на прогулку по парку Клу Люсе. Именно здесь Леонардо черпал вдохновение для многих своих работ. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» – писал Леонардо. Из современной психологии известно, что практически любая вещь – даже совершенно бессмысленные кляксы Роршаха – вызывают целый поток ассоциаций. У Леонардо такую ассоциацию вызывала любая травинка, шелест листвы или просто ощущение земли под ногами. Именно так великий флорентиец прокладывал свой путь к художественным и научным прозрениям. «Это не трудно – писал Леонардо, – просто остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь… там вы можете найти совершенно потрясающие идеи». Не исключено, что, упражняясь в некоторых из этих методов, мы можем почувствовать себя довольно глупо, но не стоит из-за этого беспокоиться. Мы в хорошей компании – Леонардо да Винчи тоже признавал, что его «новый способ», несомненно, позабавит циников. «Это может показаться смешным и нелепым, – писал он. – Но тем не менее очень полезно для того, чтобы вдохновить ум».

Гуляя по замку и парку Клу Лусе, мы откроем для себя картографию таланта и гениальности. Эта карта чем-то напоминает круги на воде. Бросив камень в воду, мы видим, что каждый новый круг всегда больше и включает в себя предыдущий. Так же обстоит дело с качествами спящими в каждом из нас, каждая наша черта или особенность, хорошая или плохая, способна рождать новое свойство, новый атрибут или новое качество. Это новое всегда включает в себя старое или другими словами интегрирует в себя прошлое для рождения будущего.

Однажды ученые из Центра исследований и реставрации музеев Франции решили приблизиться к разгадке художественного приема изобретённого Леонардо да Винчи. Путем нанесения многочисленных тончайших слоев краски художник рисовал фигуры и предметы так, что это позволяло передать окутывающий их воздух. Технику, получившую название сфумато, долго не могли раскрыть. На картинах Леонардо нельзя увидеть мазков кисти или резких контуров. Ученые применили рентген и выяснили, что Леонардо наносил пальцами на картину до сорока тончайших слоев краски. Толщина каждого слоя не превышала двух микрон, что в 50 раз тоньше человеческого волоса. Так он рисовал в первую очередь душу, а не тело, ибо как писал сам Леонардо «погружающий вещи в свет должен погрузить их в бесконечность».

После прогулки по парку мы пешком отправляемся в королевский замок Амбуаз. Он находится всего в 500 метрах от Клу Лусе. Прямо под дорогой, по которой мы идём, проложен подземный ход, сохранившийся до наших дней. Этим проходом пользовался Франциск I для тайных встреч с Леонардом да Винчи. Для чего королю требовалось держать в тайне эти встречи, и почему он не мог приезжать к Леонардо открыто – во время прогулки мы постараемся приоткрыть эту тайну.

Замок Амбуаз, в это время, уже закрыт для посещения туристами. Мы останавимся у капеллы Сен-Юбер, где похоронен Леонардо.

3 день — посещение замка Вилландри (Villandry), переезд во французскую провинцию Бретань.
Утром следующего дня мы покидаем долину Луары. Последний замок на нашем пути – Villandry. Когда-то на его месте находился старый замок 14 столетия, в котором король Франции Филипп Второй и английский король Ричард Львиное сердце подписали мирный договор. От старого замка осталась только башня, которую и сейчас можно увидеть за главным зданием. В начале 19 века Villandry был приобретён Наполеоном для своего брата Иосифа. Этот сад считается одним из лучших образцов садового паркового искусства времен Ренессанса.
Французские садовники шестнадцатого столетия объединили французское монашеское садовое искусство и итальянское вдохновение, создав парк, в котором гармонично объединились и розы, и овощи, которые к тому времени только появились в Европе. Они называли это «декоративным огородом». Парк состоит из нескольких садов – сад воды, музыкальный сад, огород и сад любви.
В огороде квадратные площадки с овощами высажены по схеме противопоставления цветов (синий цвет лука – порея, красный – капусты и свеклы, нефритовые вершины моркови). Всё это создает впечатление разноцветной шахматной доски. Такая схема посадки была придумана еще в Средневековье – монахи в аббатствах очень любили высаживать овощи в геометрически ровные «ячейки». Много крестов в огороде Villandry напоминают нам об этой христианской традиции. Видно, что в создание этого сада была вложена душа. И не только душа, но и многолетний труд его создателей и садовников.

В Villandry, как-то само собой приходит понимание того, что как садовники структурировали ландшафт этого парка, так же и нам надо учиться выстраивать свою жизнь. Звучит вроде просто и каждый с этим согласен, но почему-то не у всех получается. Гуляя по саду, наблюдая буйство цветов и красок, хочется понять почему не всё в жизни так прекрасно, как этот сад. И вдруг – луч солнца, пробивающийся через пелену облаков, как некий знак свыше и простая яркая мысль: «Разберись со своими желаниями! Пойми, что ты хочешь! Сделай это в этом саду! Прямо здесь и сейчас!».
Вспоминается, как одна женщина рассказывала о своей прогулки в Villandry: «Когда я вошла в парк – он показался мне самым обычным парком, чем-то напоминающим сады Петродворца и Версаля. К тому же он был значительно меньше, чем я ожидала. Потом я стала мечтать: Вот если бы у меня был такой замок и сад! Какая бы я была счастливая! Потом я походила, поразмышляла и поняла, что надо столько сил и средств постоянно вкладывать, чтобы поддерживать его в таком состоянии. Вспомнила, что даже на моих шести сотках всё сорняком поросло. Ладно я – у меня нет времени за ним ухаживать, но мне ведь вполне по средствам нанять кого-то, чтобы раз в неделю поливали и ухаживали за растениями. Потом я подумала, что даже чтобы кого-то нанять надо дать объявление и совсем не обязательно, что работник окажется добросовестным. А как я смогу это проверить, я ведь бываю там в лучшем случае раз в месяц. Потом я остановилась напротив замка и подумала, что если бы я жила прямо на даче, то я смогла бы следить за садовником или ухаживать за садом сама. Но ведь в этом случае я буду тратить столько времени на дорогу к работе и подруги смогут приезжать ко мне лишь изредка. Ладно хоть сфотографирую всю эту красоту на память! Я достала фотоаппарат, сделала кадр и тут же вспомнила сколько тысяч похожих фотографий уже лежит в моём компьютере. А ведь я в детстве неплохо рисовала! Я вынула блокнот и стала делать набросок пейзажа. И в это мгновение я поняла, что именно этого мне в жизни так не хватало! В этом есть какой-то большой смысл моей жизни, а я про него совсем забыла!»
Вот так оказывается чего мы действительно хотим в итоге. А пути достижения появляются сами, но только в том случае, если наши желания являются действительно истинными.

Посетители никогда не переводятся в этом замечательном парке. Сюда приезжают расслабиться в красоте сада, отдохнуть от шума и суеты среди множества растений и цветов. Можно просто побродить по саду, можно посидеть на одной из скамеечек у небольшого озера, пройтись по лабиринту. А еще сюда приезжают счастливые молодожены, чтобы сделать в саду любви свои первые шаги в новой супружеской жизни.

«Сад любви» – один из самых прекрасных и символичных садов в Villandry! Каждый из первых четырех квадратов Сада любви наполнен множеством значений.
Первый из четырех квадратов представляют аллегорию «Нежная Любовь», символизируется сердцами, отделенными огнем любви в углах квадрата.
“Страстная Любовь» также представлена теми же самыми сердцами, но на сей раз, они наполнены страстью. Элементы, изгороди в композиции здесь перекрещены и формируют лабиринт, который также символизирует танец страсти.

«Непостоянная Любовь» – четыре «поклонника» в углах символизируют изменчивые чувства. Рожки дорожек между изгородью расположены между этими «поклонниками», а «непостоянная леди» находится в центре. Доминирующий цвет в этом квадрате желтый, цвет Брошенной любви.

«Трагическая Любовь»- орнамент представляет собой лезвия кинжалов и мечей, используемых в дуэлях, которые происходили между влюбленными противниками. В центре – легко распознаваемый мальтийский крест. Крест этой формы является эмблемой ордена госпитальеров. В наши дни рыцари ордена не сражаются мечами и не носят железных доспехов. Но, как и прежде, решают на новом уровне и в новой обстановке те же задачи, для решения которых он был создан. Возможно, именно благодаря бережному сохранению традиций история ордена продолжается.

С другой стороны канала находится музыкальный сад. Он отображает в символической форме музыку. Большие треугольники представляют лиры, и рядом с ними – арфы. Между лирами – канделябры чтобы осветить музыку. Травяной сад расположен между Огородом и Церковью. В нём представлены ароматические и лекарственные травы. Водный сад расположен выше и спроектирован в классическом стиле, сосредоточенном вокруг большого озера в форме зеркала. Это идеальное место для отдыха и размышлений.
Это удивительное место настолько располагает к себе, что начинает казаться волшебным. В одной из легенд говорится, что когда Бог играет на музыкальных инструментах, то его музыка не исчезает бесследно, чарующие звуки доходят до земли и там превращались в мысли людей. В саду Villandry имеет смысл услышать эту музыку.

4 день – Карнак и мегалиты

Карнак – расположен в самом сердце сосновых лесов и вересковых зарослей Бретани на западе Франции. Мегалитические сооружения Карнака поражают воображение, попадая туда, неведомо откуда приходит ощущение сюрреальности происходящего, а точнее – осознание магии всей жизни и иллюзии всех наших проблем. Эти сооружения погружают нас в мир загадок, и тем приятней находить ответы, утерянные тысячелетия назад.

Один из вопросов, который волнует наших современников: почему менгиры, вертикально стоящие камни, имеют суженный заостренный нижний конец. Намного логичней было бы устанавливать камни на их расширенном основании. В этом случае они были бы значительно устойчивее, но древние строители поступали с точностью наоборот.

Ещё больше удивляет учёных, почему мегалиты сооружены исключительно из горных пород, содержащих значительное количество кварца. Как выясняется, этот минерал не только способен генерировать электрический ток под воздействием сжатия, называемого пьезоэлектрическим эффектом, но также способен поддерживать постоянство колебаний. Сегодня этот минерал успешно применяется в кварцевых резонаторах для поддержки высокодобротного резонансного состояния электронных схем. Под воздействием электрического тока кристаллы кварца способны генерировать ультразвук, а при механических деформациях излучать радиоволны. В эзотерическом мире кристаллы кварца символизируют путь от смерти к перерождению. Экстрасенсы уверены, что кварц способен подключать нашу энергетику к высокочастотной энергии космоса. По их мнению кварц воздействует, как на физическое, так и на тонкое эфирное тело, великолепно устраняет негативную информацию, нормализует сосудистую и лимфатическую систему.

В это же время английские учёные делают ещё одно удивительное открытие. Оказывается некоторые мегалиты в определённое время суток издают сильное ультразвуковое излучение. Исследователи оксфордского университета констатировали удивительные вещи – перед восходом солнца мегалиты издают импульсы ультразвука, впоследствии затухающие. При этом камни, входящие в мегалитический комплекс, имеют различные циклы звучания. Энергия излучения каждого отдельного камня невелика, но точное расположение всех камней создает мощный энергетический поток.

Всё это исследования учёных и воззрения мистически настроенной части общества. И те и другие дают нам повод для размышления, у тех и других есть ключ к загадке. Что же на самом деле было в этих местах 5 тысяч лет назад? Почему аналогичные кромлехи и дольмены встречаются на всех континентах нашей планеты? Ответ на эти вопросы оказывается простым и сложным одновременно!

Мир цивилизации наших предков не был разделён на два враждующих лагеря. Где лагерь А – сугубо идеальные и религиозные представления, ставящий во главу угла мистическое и мифологическое. И лагерь Б – признающий в основном материалистические воззрения и отвергающий наличие трансперсональных измерений. Не удивительно, что представители лагеря А всегда отрицали значимость чувств, тела, сексуальности, причисляя всё это к бренному – «Ибо прах ты и в прах возвратишься». А представители лагеря Б отрицали трансцендентное, как не доказанное и потому не существующее. Не напоминает ли всё это загадку из нашего детства, помните: «А и Б сидели на трубе. А – пропало, Б -упало, что осталось на трубе?»

В поездке по мегалитическим памятникам Бретани нас ждёт знакомство с миром древней цивилизации. С миром где материальное и дух являлись единым и не разделённым целым. Мир в котором человек одним взором сознавал свою собственную природу столь очевидную и многогранную. Со временем эти способности утрачивались и в попытках сохранить это единство строились мегалитические сооружения. Только здесь древний человек мог увидеть своё истинное лицо, увидеть свой путь на Земле и суть самого себя в бесконечном пространстве.

В Карнаке мы займёмся восстановлением этого потерянного единства. Технология священного жива – она сохранилась во многих духовных традициях, её не смогли уничтожить учёные, мистики, религиозные деятели. Овладеть этими знаниями не просто, это требует сил, мужества и терпения, но у нас нет другого пути – необходимо делать первый шаг! Настало время открывать эти знания и учиться ими пользоваться.

5 день – Берег Розового Гранита

Берег Розового Гранита (Coast of Rose Granite)– одно из самых романтических мест Франции и настоящий природный феномен. Называется это побережье так, потому что всё оно усеяно огромными гранитными камнями причудливой формы. Особенно красиво это великолепие выглядит на закате, когда солнце окрашивает гранит в яркий розово-красный цвет.

Это место, где хочется совершенно забыть все проблемы, отстраниться от сумасшедшего ритма цивилизации, отрешиться от всего и совершенно ничего не делать. Хочется медленно бродить с глупой улыбкой и разглядывать необычные формы камней, или лечь на валуны, которым более 6 миллионов лет и просто смотреть в синее небо. Еще можно собирать ракушки, охотиться за мелкими рачками или учиться слушать мир вокруг себя. Как часто мы сталкивались с ситуацией когда мы смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим. Говорят однажды человек попросил Бога: «Господи, поговори со мной». И запел соловей, но человек не слышал. Тогда человек посмотрел вокруг и сказал: «Господи, дозволь мне видеть тебя». И звезда ярко блеснула на небе. Но человек не видел. И тогда человек взвыл в отчаянии: «Коснись меня, Господи, дай мне знать, что Ты здесь». И тогда Бог коснулся его. Но человек отогнал бабочку и пошёл дальше. Всё это лишь красивая легенда. А вот как на практике мы можем научиться по-настоящему видеть и слышать и главное для чего?

На Берегу розового гранита мы будем учиться слышать голос собственной интуиции. Представители духовного сообщества понимают интуицию как интегральную способность человека к целостному, голографическому познанию истины в различных её аспектах: Прошлое, Настоящее и Будущее; Жизнь и Смерть; Эволюция, Пространство, Время и Вечность, Архетип и Форма, Духовное и Материальное. Для развития этой способности мы отправимся по «тропе таможенника». С каждой точки этой тропы открывается великолепный вид на фантастически красивую береговую линию, образующую бухточки. А над всем этим гранитным царством высится маяк, предупреждающий моряков об опасности. В работе нам помогут валуны, которые появились здесь 6 миллионов лет назад. Каждый этот камень по-своему неповторим, многие из них уже получили собственные имена, например: “Черепаха” или “Треуголка Наполеона”. Не надо обладать слишком богатым воображением, чтобы в гранитных глыбах угадать фигурки животных или знакомые предметы. Длина тропы таможенника около 5 километров и рассчитана на 2-3 часа пути. На этой тропе звуки моря и открывающиеся взору пейзажи обретают поразительную глубину и мы острее начинаем воспринимать и чувствовать мир вокруг нас.

6 день – Мон-Сен-Мишель

Утром мы отправляемся в Мон-Сен-Мишель – настоящее чудо Западной Европы. Это одновременно архитектурный шедевр, и загадка природы, расположенная на окраине огромной бухты, с аномальными приливами и со своими зыбучими песками. Это место величественное, удивительное и опасное одновременно. Благодаря всем этим качествам и красоте архитектуры Мон-Сен-Мишель является одной из главных достопримечательностей Франции.

Прилив в бухте, над которой возвышается скала, один из самых мощных в мире. Хотя песчаные прибрежные дюны практически плоские, амплитуда уровня прилива здесь свыше одиннадцати метров. Чтобы достичь этого уровня, море за два-три часа пробегает несколько километров. Эта скорость невероятна! При виде этого зрелища вспоминается образ скачущей лошади.

Есть такое понятие – зона перехода, переправа из одного мира в другой, из одной реальности в другую, соприкосновение мирского и священного. Гора Мон-Сен-Мишель как нельзя лучше соответствует описанию такого места. Это пространство, где человек может почувствовать, что находится вне обычных рамок трёхмерного мира. Историки А.Гужо и К.Гувьон называют Мон-Сен-Мишель «одним из таких мест – их немного на земном шаре, -где люди уже на заре человечества пытались говорить с небом». Нет сомнения, что в древние времена на этой скале находились мегалитические сооружения. Это подтверждает старое название горы Томбелен или «дольмен Белена» – кельтского солнечного бога. Его атрибутами были колесо и свастика – символические упрощенные изображения солнца. Иногда в одной руке Белен держит колесо, а в другой — молнию, которую галлы считали искрой солнца. Считалось, что Белен обладает даром исцеления, и потому к этой горе издавна шли страждущие издалека.

Сегодня Мон-Сен-Мишель – это мощная гранитная скала, увенчанная колоссальным собором и монастырём. Аббатство-замок бенедектинцев на скале Мон-Сен-Мишель было основано в 708 году архангелом Михаилом. Именно он явился епископу прибрежного городка Авранш, впоследствии известному святому Оберу и приказал построить на горе часовню. Дважды являлся страж райских врат к епископу и дважды Обер принимал архангела за собственное воображение. Только в третий раз после того, как архангел Михаил постучал ему по голове перстом и прожёг епископу мечом рясу Обер приказал начать строительство. Строительству сопутствовал ряд чудес: место для закладки фундамента было очерчено утренней росой, а ребёнок отодвинул огромный камень мешавший строительству. На холме не было питьевой воды. Но благодаря очередному чуду был открыт источник живой воды – фонтан Сент-Обер. Архангел Михаил еще раз явился епископу во сне и указал где искать источник пресной воды.

Произошедшие на острове чудеса привлекли на Мон-Сен-Мишель множество паломников и уже, спустя два с половиной столетия, в 966 году на вершине Горы Святого Михаила было начато строительство грандиозного бенедиктинского монастыря, который строили почти 500 лет. Вплоть до начала 12 века на горе Сан Мишель часто случались пожары в которых сгорали все постройки монастыря. Сейчас, спустя столетия мы понимаем, что огонь просто освобождал место для того архитектурного шедевра, который мы видим сейчас.

В древние времена монахи Мон-Сен-Мишель получали продукты благодаря священнику небольшой деревушки, расположенной по соседству. Завидев сигнал – дымок над горой, священник грузил пропитание на осла и отправлял животное в одиночку идти до цели. Осел знал свой маршрут наизусть, но однажды ему перегородил дорогу волк и съел беднягу. Напрасно в тот день ждали монахи еду. Видя такое безобразие, архангел повелел волку принять на себя ответственность за доставку провизии монахам. С тех пор волк ходил той же дорогой и носил еду. Его знали местные жители и иногда ласково трепали по загривку. В нескольких километрах к западу от Мон-Сен-Мишель церковь Сан-Маркан хранит доказательства этой легенды – статую волка пожирающего осла.

В начале 12 века была начато строительство монастырского комплекса получившего название Merveille, что в переводе с французского означает нечто чудесное, удивительное и сверхъестественное.
Вся архитектура монастыря пронизана идей гармоничного развития человека и объединения всех его потребностей в единое целое: верхний этаж более легкий, чем и объясняется расположение там кьостро – монастырского двора, по природе своей предназначенного для медитаций. Под ним размещен строгий Рыцарский зал с каменным сводом, поддерживающим кьостро. В нём располагалась библиотека, где монахи занимались интеллектуальной работой. А вот нижний этаж нужно было устроить ещё более основательно, чтобы он мог держать на себе всю верхнюю структуру. Не стоит большого труда чтобы догадаться, что там находился подвал, где хранились все виды провизии. Такое расположение залов соответствует ряду различных миров человека – от духовного и интеллектуального до материального.

После прогулки по монастырю мы попадаем в главный храм аббатства который располагается на самой вершине горы Сен Мишель. Войдя в храм, создаётся ощущение, что мы оказались в центре мира и кто-то бережно накрыл нас своим крылом. Нам так часто не хватает этого чувства-знания, что у нас есть друзья света хранящие и помогающие нам. В храме архангела Михаила это знание просто искрится в каждой точке окружающего пространства.

Архангел Михаил считается величайшим и наиболее почитаемым ангелом в иудейской, христианской и исламской традициях. По верованиям мусульман, Михаил – ангел природы, наделяющий человека как пищей, так и знанием. В еврейской мистической традиции Архангел Михаил отождествляется с ангелом, с которым боролся Иаков. Об Архангеле Михаиле говорит и апостол Иоанн в книге «Откровение», рассказывая, что именно Михаил низверг дьявола.

Во все времена существования Мон-Сен-Мишель монахи были убеждены, что в аббатстве живут ангелы. В одной из легенд рассказывается, что однажды монах аббатства увидел столб огненного света и услышал слова архангела Михаила: «Когда достигнута способность видеть, зачем нужна вера? Поэтому не мне нужна вера, а именно вам».

7 день – Руан, возвращение в Германию

На обратном пути мы делаем остановку в Руане. Этот город был основан римлянами и являлся столицей римской провинции в северной Галлии. Благодаря этому обстоятельству в начале 4 века здесь была построена одна из первых христианских базилик в Европе. В 841 году пожар при набеге викингов уничтожил эту церковь и на её месте был возведён Руанский собор. Сегодня любой школьник знает этот храм благодаря вдохновению великого художника импрессиониста Клода Моне.
В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин из 28 полотен, представляющих собор при различном освещении, в разных погодных условиях и в разное время дня. Намерением художника было передать свет через цвет и показать, как меняется цвет от состояния и характера света. В цикле этих картин Моне мастерски показал, что свет не существует сам по себе.

Существует предание, что в 10 веке во время строительства руанского собора, епископ переоделся в рясу простого монаха и инкогнито отправился посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому из них и попросил рассказать о работе.
– Я целый день сижу перед каменной глыбой и бью по ней резцом. Скучная и очень нудная работа, изнуряющая меня, – сказал тот с оттенком злобы.
Епископ подошел к другому каменщику и спросил его о том же.
– Я просто зарабатываю деньги, чтобы моя семья не голодала, – сдержанно ответил мастер.
Тогда епископ подошёл к третьему каменщику и спросил его о работе.
– Я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее для своих детей, – улыбнувшись, ответил каменщик.
На следующий день епископ вновь пришел на строительную площадку и назначил третьего каменщика руководителем работ. И он не ошибся, в скором времени руанский собор отметит своё тысячелетие.

8 день – вылет в Россию

Руководитель программы: Владимир Бабушкин